- 18+
Фестиваль "Золотая маска" "ЦИРК" Театр Наций
На сцене Театра драмы
Театр Наций, Москва
ЦИРК
Режиссер: Максим Диденко
Художник, художник по костюмам: Мария Трегубова
Композитор: Иван Кушнир
Автор либретто: Константин Федоров, Максим Диденко
Видеохудожник: Илья Старилов
Художник по свету: Иван Виноградов
Хореограф: Владимир Варнава
Артисты: Владимир Еремин, Антон Ескин, Данила Рассомахин, Елена Николаева, Иван Иванович, Ингеборга Дапкунайте, Алексей Миранов, Павел Рассомахин, Роман Шаляпин, Станислав Беляев, Гурген Цатурян
Продолжительность 1 ч. 45 мин.
12+
Театр Наций – неоднократный лауреат и номинант Премии «Золотая Маска».
Спектакль «Цирк» вошел в Long List Премии «Золотая Маска» 2017 года.
Диденко – один из главных представителей поколения тридцатилетних режиссеров, чей творческий выбор можно определить как синтетический театр: в его спектаклях движение, звук, визуальный образ – элементы зачастую более значительные, чем непосредственно слово и текст. Мифология советской культуры – одна из тем театрального исследования Диденко. «Цирк» – масштабное сценическое полотно по мотивам фильма Григория Александрова 1936 года.
У Максима Диденко получился спектакль, в первую очередь, о силе и обаянии мечты. О том, как мечта возрожденческого масштаба подверстывает под себя реальность, оправдывая террор, узурпацию, лагеря, войны.
Но этот сюжет и об опасной зачарованности мечтой (мечтой и искусством), который Диденко испытывает на зрителях, проделывая простую, но эффектную операцию с сознанием аудитории. Никакая карикатурность, никакая лубочность или нелепость, вроде директора-Ленина и картонной ракеты, никакие предостережения не помешают нам обманываться, замирать от предчувствия волшебства и полета, отдаваться эмоции, пусть и, очевидно, срежиссированной.
интернет-издание «Газета. Ru»
Диденко вступает в диалог с фильмом Григория Александрова, с одним из самых мощных русских киномифов. Режиссер воздает должное оригиналу в первую очередь в том, что касается жанра. Цирковой кинофеерии Александрова он отвечает театральной феерией. «Цирк» в Театре Наций роскошно зрелищен благодаря сценографии и костюмам, видеомэппингу и видеоонлайнам, изобретательным постановочным эффектам.
Отличается же современная феерия от первоисточника местом прописки – то есть ответом на вопрос, что такое СССР и что такое цирк. Превратив советский цирк в Центр исследований русского космоса (ЦИРК), а весь СССР – в отдельную планету, затерянную в мировом пространстве, Максим Диденко нашел своеобразный спасительный ракурс, с которого прошлое и настоящее не выглядят ни как антиподы, ни как заложники друг друга, ни как сиамские близнецы. Ракурс, который позволяет расстаться с прошлым, как и предлагали классики, смеясь. Хотя бы на два часа.
Газета «Коммерсант»