Концерты и шоу
  • 0+

    Под звуки труб и гром литавр

    Уже третий год на сцене Большого зала Уральской консерватории с неизменным успехом проходят концерты музыкального проекта «Какая сила в духовых оркестрах!»

    Блистательный военно-музыкальный коллектив, известный далеко за пределами родного Урала, лауреат Международных, всеармейских и всероссийских конкурсов и фестивалей, готовясь к новым свершениям, представляет свою новую программу «Под звуки труб и гром литавр», посвященную Дню Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ, искрящуюся бравым армейским оптимизмом и, конечно, высочайшим профессионализмом, где традиционные жанры – марш, вальс, полька -соседствуют с классикой, джазом, где юмор идет параллельно с грустью.

    В программе концерта произведения русской и зарубежной классики, лучшие образцы современного музыкального искусства.

    Исполнители:

    Оркестр штаба Центрального военного округа

    Художественный руководитель,

    начальник военно-оркестровой службы ЦВО подполковник

    Сергей Алеев

    Дирижеры: Дмитрий Быков,

    Заслуженный артист России Юрий Бучуков

    Солисты:

    Евгений Ханчин (ксилофон), Борис Жвакин (кларнет),

    Юрий Синицын (тромбон)

    В концерте принимают участие

    Солисты и хор Ансамбля песни и пляски ЦВО

    Художественный руководитель, начальник ансамбля-

    Заслуженный артист Республики Хакассия майор Антон Шолохов

    День Военно-оркестровой службы Вооруженных сил РФ

    Историческая справка:

    19 февраля (по ст. стилю) 1711 г. Петром I был подписан Указ № 2319, объявлявший о введении на постоянной основе военных хоров в части регулярной армии и были определены «штаты кавалерийских и пехотных полков с показанием оных по губерниям» Оркестры, или военные хоры, состояли из одного гобоиста-иностранца и восьми гобоистов-русских. Кавалерийские полки имели одного гобоиста-иностранца и десять гобоистов-русских…

    Со временем оркестры обогатились новыми инструментами. Преобладающей группой в этих оркестрах являлись деревянные духовые инструменты (28 в оркестре из 40 инструментов и 17 в оркестре из 25 исполнителей). Тем не менее вполне чётко обозначились три основные группы инструментов: деревянные духовые, медные духовые (с натуральным звукорядом) и ударные инструменты. Этот тип оркестра смешанного состава располагал широким оркестровым диапазоном, разнообразием тембровых красок и с успехом мог быть применён для исполнения произведений строевого и концертногор епертуаров.

    Французский теоретик Ж. Кастнер писал:

    «В 1813 году русская музыка, которая всегда сохраняла печать оригинальности, дошла до такой степени совершенства, что привлекла внимание даже немецких музыкантов, возбуждая их похвалы. Русская гвардейская музыка располагала всеми инструментами, которые были в употреблении в ту эпоху, примерно теми же самыми, которые были в ходу в Германии и употребляла их при исполнении блестящих маршей»

    Наряду с количественным увеличением состава гвардейских оркестров и обогащением их состава новыми инструментами, были предприняты серьёзные усилия по обучению будущих военных музыкантов. Так, задачей сформированного в 1808 г. Учебного гренадерского батальона наряду с подготовкой унтер-офицеров являлась также подготовка «музыкантов, барабанщиков и флейтщиков»…

    Ежегодная концертная деятельность военных оркестров началась в ноябре 1813 года

    в зале Филармонического общества Санкт-Петербурга.

    Руководили оркестром преимущественно музыканты-иностранцы,

    имевшие чин унтер-офицера и являвшиеся предшественниками капельмейстеров (должность капельмейстера была введена в оркестрах русской армии в первой половине XVIII века).

    Большое значение для развития военной музыки в России имела многосторонняя и активная деятельность Н.А. Римского-Корсакова, являвшегося инспектором военно-морских хоров (оркестров) с момента введения этой должности (1873) до ее упразднения (1884).

    За 11 лет своей работы на этом посту Римский-Корсаков не только усовершенствовал составы военных оркестров, но и приложил много сил и энергии в деле подбора

    и обучения кадров военных музыкантов и капельмейстеров.

    Неоднократно изменялось наименование

    центрального органа Военно-оркестровой службы:

    Инспекция военных оркестров РККА, Отдел оркестров…

    .Инспекция военных оркестров Советской Армии в последующем стала именоваться

    Военно-оркестровой службой Министерства обороны Союза ССР,

    с 1997 г. — Военно-оркестровой службой Вооруженных Сил Российской Федерации.

    В разные годы Военно-оркестровую службу возглавляли:

    С.А. Чернецкий (1924—1949), И.В. Петров (1950—1958), Н.М. Назаров (1958—1976),

    Н.М. Михайлов (1976—1993), В.В. Афанасьев (1993—2002), В.М.Халилов (2002—2016).

Актуальных мероприятий нет