- 16+
Снегурочка. Театр "Старый дом" г. Новосибирск
режиссер: Галина Пьянова
композитор: Александр Маноцков
режиссер по пластике: Олег Жуковский
сценография: Антон Болкунов
костюмы: Елена Турчанинова
свет: Александр Рязанцев
ассистент режиссера: Анна Зиновьеваспектакль — лауреат Национальной театральной премии «Золотая маска» 2017 в номинациях «Эксперимент» и «Лучшая работа художника по костюмам в музыкальном театре»
продолжительность 1 час 30 минут
без антракта
Действие «Снегурочки» происходит в неведомом царстве берендеев, чувства и проблемы которых не слишком отличаются от общечеловеческих. История Снегурочки — это история индивидуальности, которой сложно выжить в мире, где правят стереотипы и мышление толпы.
Спектакль имеет жанр фантастической оперы, в которой слова заменены звуками, вокализом и актерской пластикой. Режиссер Галина Пьянова рассказывает: «Музыкой для нас является все. Поэтому в качестве музыкальных инструментов мы используем как классические предметы, с помощью которых традиционно извлекаются звуки, так и бытовые… Скорее всего, зрители их даже не узнают».
Партитуру написал петербургский композитор Александр Маноцков: «Слово — не самое важное. Лиши человека музыки, ритмичности и дыхания времени и он ничего не сможет сделать с текстом. А лиши его слова, но снабди простыми формальными инструментами для организации времени — родится персонаж».
Спектакль с триумфом был показан на фестивале «Золотая маска» в Москве и получил одноименную премию в номинации «Эксперимент». Однако Маноцков настаивает: «Тот способ, которым мы работали над постановкой — не эксперимент, а, скорее, преобладающее направление, начиная с древней Греции. Как сказал один философ, невозможно придумать новую мысль, когда намереваешься это сделать. Мы стремились не к новизне, а к тому, о чем заботится любой достойный автор со времен Эсхила».
Когда после спектакля выходишь из зрительного зала, появляется ощущение, что музыка повсюду: она складывается из скрипа, звона, лязга, стука, треска, шороха окружающего мира. Даже в звучании привычных бытовых предметов начинаешь угадывать какой-то ритм… Мария Кожина, «Петербургский театральный журнал»
Эта штука посильнее «Фауста» Гёте! Конечно, это не про музыку в смысле мелодии. Поет только Снегурочка, дива из другого мира, пятый элемент, только она обладает голосом, остальные жители Берендеева царства — только ухают, крякают. Поет Снегурочка замечательным сопрано. <…> В этой артхаусной мистерии намешаны отголоски многих тем, тут и власть и народ, и феминистские нотки, и простота и пестрота, и голос природы и немота культуры, и контакты с иным. Редкий жанр — артхаусный лубок. Такой же редкий, как Снегурочка, и его также трудно сберечь под жаркими лучами зрительского мейнстрима. Но иногда он является немоватым берендеям. Сергей Рощин